Олег (neoguru) wrote,
Олег
neoguru

Categories:

Почему билеты на самолет такие дорогие?

Наконец-то разгреб свой завал на работе, выходные теперь действительно выходные – не нужно торчать в офисе. В связи с такой радостью большой решил устроить себе небольшое путешествие в субботу-воскресенье. Думал-думал, куда бы поехать, чтобы было интересно и недорого, и придумал, что, пожалуй, смотаюсь в Калининград. Город хоть и наш, российский, но расположен так близко к Европе, что может по праву считаться европейским. Да и те, кто там бывал, его хвалят – говорят там хорошо, красиво, в общем, есть на что посмотреть. На могилу Канта, хотя бы. Не зря же в универе читали :) Забил на anywayanyday.ru нужную дату вылета (следующие выходные) и приятно удивился ценой, что случается со мной нечасто. Оказалось, что в Калининград и обратно можно слетать вообще за смешные деньги – что-то порядка 8 тысяч. И это, заметьте, «Аэрофлотом», который только ленивый не пнул за дорогие тарифы на перелеты.
Ну, я, естественно, этим не ограничился. Раз такое дело, думаю, может и заграницу нынче дешево летать? Подумал, куда бы мне хотелось, и решил, что в Испанию будет в самый раз. Забил в систему все параметры, и тут, конечно же, все мои испанские мечты немного сдулись – цена «кусается».

картинко для привлеченья вниманья

Обидно стало. Губу-то я уже раскатал :) Не видать мне Испании, так хоть найду справедливость. Решил потрясти интернет на предмет того, почему авиабилеты такие дорогие и до сих пор недоступны многим людям с доходом ниже среднего. Еще до опыта ясно: живем не в каменном веке, человечество поднимает в воздух железные машины аж с 1903 года – так, по крайней мере, утверждает Википедия. По идее, этот вид транспорта в силу его удобства, быстроты передвижения, а также в силу развития современной техники должен быть дешевым и доступным. Так почему же на практике не так, как в теории?
Оказалось, что цена билета на самолет вообще никак не зависит от развития техники и науки, зато очень сильно зависит от развития экономики. Да вообще от многих факторов зависит. Я изучил довольно много материала по интересующему меня вопросу и вот что я понял:
Во-первых, цена билета в среднем только на 2/3 состоит из стоимости тарифа (то есть самого перелета). Оставшаяся 1/3 цены – это всяческие сборы и налоги. То есть большая часть суммы, которую мы платим за билет, к самому перелету имеет весьма опосредованное значение. Сейчас расскажу подробнее. В России, если кто не в курсе, отменено государственное регулирование ценообразования на авиаперевозки. Это значит, что в цену билета включено огромное количество составляющих. Например, налог на добавочную стоимость (НДС). По мнению некоторых специалистов, если отменить обложение авиакомпаний НДС, то цена билета сразу упадет на 20%.
Кроме НДС в цену билета входит также много чего другого. Список всяческих сборов, которые мы оплачиваем из своего кармана, довольно внушительный. Это сбор за взлет/посадку воздушных судов, за аэронавигационное обслуживание, сбор на обеспечение авиабезопасности, за коммерческое обслуживание пассажиров, аэровокзальный сбор, метеосбор, сбор за груз и за оперативное техническое обслуживание. Также в стоимость билета входит величина местных налогов, за отмену которых не раз высказывался сам глава Росавиации Александр Нерадько.
Если бы авиакомпании сами, из своих бюджетов, оплачивали все эти сборы, налоги, поборы и прочее, они совершенно точно были бы нерентабельны. В настоящее время, по словам главного редактора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, рентабельность авиаперевозчиков не превышает и 5 процентов. Понятно, что где больше рентабельность, там гораздо больше ресурсов для снижения цены на билеты. Но пока, как видите, это совершенно невозможно.
Во-вторых, в стоимость билета входит цена на авиатопливо. А топливо стоит немалых денег. Конечно, его цена не фиксирована, она как цена барреля нефти – то растет, то падает. Динамика стоимости авиатоплива, кстати, от цены на нефть во многом и зависит. А цена на нефть сейчас, как известно, растет.
Резкий скачок авиатолпива был зафиксирован, например, осенью 2010 года. Вот что написал по этому поводу тогда «Коммерсант»: «Несколько участников авиарынка сообщили «Ъ» о резком росте цен на авиакеросин. Действительно, по данным ИАЦ «Кортес», в ноябре оптовые цены на авиатопливо «на входе» в московских аэропортах увеличились до 19,4 тыс. руб. с учетом НДС, что на 7,7% выше, чем в летнем сезоне. Аэропорты ответили увеличением розничных цен на 5%, отмечают в «Аэрофьюэлз Групп». По данным компании, в ноябре цена керосина с услугой по заправке самолета в аэропортах московского авиаузла в среднем составит около 26,5 тыс. руб. за тонну без учета НДС».
В свете вышесказанного интересно высказывание Евгения Островского, владельца обанкротившейся после прошлого авиатопливного кризиса компании ТОАП: «На внутреннем рынке цена охотно ползет вверх, вслед за мировой. А когда мировая начинает падать, то наша цена застывает в ожидании следующего подъема».
Так что следите за ценами на топливо, от нее во многом зависит цена наших полетов. А вот вести с полей посвежее. В феврале уже этого года цены на авиатопливо вновь выросли, что естественно ударило по кошелькам путешественников.
Кроме того, российские авиакомпании часто имеет в своем авиапарке устаревшие модели самолетов, потребляющие повышенное количество топлива. Поэтому у некоторый отечественных перевозчиков стоимость керосина в цене билета состоявляет почти половину.
В-третьих, в стоимость билета заложены амортизация самолета, а также зарплата летного состава и обновление самолетного парка. Вот, например, знаете ли вы, что при покупке самолетов за рубежом перевозчикам приходится платить таможенные пошлины, доходящие до 40% от стоимости летательного аппарата? И за все это платят пассажиры.

В свете всего вышеизложенного хочется сказать слово в защиту авиакомпаний. Все эти ввозные пошлины, сборы и прочее устанавливает государство, а не перевозчики. Перевозчикам нужно сохранить рентабельность, поэтому чтобы остаться на плаву, они повышают стоимость билетов, если повышается цена на топливо, размер каких-нибудь сборов и так далее.
В заключение хочу отметить, что, несмотря на довольно высокую стоимость авиабилетов, самолет остается наиболее привлекательным средством передвижения. Никто не будет спорить, что летать – это, прежде всего, удобно. И, пользуясь услугами авиакомпаний, мы часто не экономим деньги, зато экономим время. Особенно это касается отпуска, когда не хочется терять драгоценные деньки и трястись несколько суток в жарком поезде. То есть мы платим за быстроту, комфорт и удобство. А за это, пожалуй, можно и заплатить :)
Tags: размышлизмы
Subscribe

promo neoguru august 11, 2010 15:02 65
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →