Олег (neoguru) wrote,
Олег
neoguru

Яндекс.Книга

Недавно прочитал произведение Дмитрия Соколова-Митрича "Яндекс.Книга". Вообще произведение интересное, но есть несколько спорных моментов, которые я хотел бы отметить в этом посте. Итак, расскажу о "Яндекс.Книги" подробнее. Данная книга представляет из себя череду интервью с различными людьми, причём почему-то многие из них не имеют отношения к Яндексу. Позвольте начать обзор с пары цитат из книги:
"Сегодня здесь время интернет-сервисов и приложений. Стартапов стало намного больше, в десятки раз. Как следствие, гораздо меньше размер первой инвестиции, — говорит Джефф Байер, генеральный партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners. — Раньше трудно было найти проект, который на первом раунде требовал меньше миллиона долларов. Сегодня в качестве первого вложения, как правило, достаточно 50 тысяч. Венчурные компании все больше занимаются тем, что называется «посевные инвестиции». Они вкладываются по чуть-чуть в десятки, а то и сотни проектов. Будущее меняется стремительно, никто не знает, что именно завтра выстрелит. Изменилось и поведение стартаперов. Раньше невозможно было заниматься несколькими проектами одновременно, человек фокусировался на чем-то одном и лет пять-семь упорно работал. Теперь люди берут деньги сразу на несколько проектов, работают по полгода над каждым, не получилось — бросают и стартуют другой."


Вторая цитата взята чуть ли не с соседней страницы:
"Никита Иванов, учредитель и исполнительный директор GridGain System:
– Наш софт сегодня стартует каждые 10 секунд по всему миру. У нас куча пользователей. В 2010 году мы получили первое посевное финансирование, в 2011-м мы получили второй раунд финансирования. В начале 2013-го – третий, от Саши Галицкого, кстати. Это нам позволило стартовать реальный бизнес в 2012-м и начать продажи. В этом году они будут в районе двух миллионов долларов. Это первый год, когда мы что-либо продаем. До этого у нас была цель сделать продукт. Половина наших людей работают в Питере, половина здесь. Мы реальный «силиконовый» стартап, мы только-только начинаем.
– Пять лет, и «только начинаем»?!
– Именно. Многие люди этого не понимают. Одна из проблем инновационного бизнеса в России в том, что все думают, будто можно что-то сделать за год, за два. Они считают, что если ты вложился, месяц посидел дома, что-то там понатыкал – это должно превратиться в следующий Facebook. Бывают такие уникальные случаи, но 90 процентов компаний растут гораздо медленнее.
– Мне здесь в Долине уже приходилось слышать, что сейчас время скоростных стартапов с бюджетом в 30–50–70 тысяч долларов. Люди берутся, смотрят, пошло – не пошло, выкидывают и следующим стартапом занимаются.
– Да, попробовал, плюнул, пошел дальше – это популярно сейчас, но я в это не верю. Это моя личная точка зрения. 99 процентов таких стартаперов ничего не сделают в своей жизни. Они так и живут как паразиты на теле инвестора. Три-четыре попытки, и самая продуктивная часть твоей жизни прошла, всё – ты упустил свой шанс, ты ничего не сделал. Здесь есть целый класс таких людей, уже выросло целое поколение, которое по-другому не мыслит – просто взять классную идею, раздобыть на нее бабки и платить себе зарплату. Это такой способ трудоустройства."

Как мне кажется, это совершенно противоположные точки зрения. С одной стороны - призыв делать стартапы по-быстрому. Если не получается, то приступать к новому. С другой стороны - озвучены доводы, почему нельзя получать быстрые результаты от стартапов.

если немного не дойти до цели

Интересно послушать мнение менторов и инвесторов по данному вопросу.

Мне кажется, если у тебя есть идея, то за полгода ты можешь её не реализовать, не дойти до цели, не получить прибыль. А кто-то другой отлично реализует такую же идею, если будет более настойчивым и терпеливым. Возможно, иногда стоит побольше времени потратить на проект.


Ок, думаю этот эпизод "Яндекс.книги" мы разобрали. Теперь обсудим другие аспекты, описанные в "Яндекс.Книге". Очень большая часть произведения рассказывает о выходе Яндекса на турецкий рынок. В одном из эпизодов Соколов-Митрич сказал сотруднику Яндекса о том, что данный поисковик занимает всего 3% рынка в Турции. Человек из Яндекса его поправил и сказал, что теперь там у Яндекса аж 5%! Для начала тут надо разбираться, кто и как считал эти доли поискового рынка. А во-вторых, и 3%, и 5% за несколько лет работы в какой-то стране - это не так уж и много, при условии, что на экспансию потрачено много миллионов долларов. Может стоит признать поражение и уйти на другие рынки, либо сосредоточиться на Родине?!)


Последнее, что смутил в книге - это факт непонимания Яндексом, что они проиграли войну с Гуглом во многих сегментах. Сейчас всё больше и больше пользователей юзают мобильные устройства, а как известно, на эпловых и андроидных платформах по умолчанию установлен поиск Гугла. Мне кажется, сейчас будет вопрос о том, кто следующим завоюет весь рынок) А то, что Яндекс сейчас проиграл, не выпустив свои телефоны, не разработав свою операционную систему. Кто знает, может какая-то социальная сеть сделает себе весь комплект необходимого пользователям, начиная с продукта, заканчивая дистрибьюцией (доставкой контента, услуг и товаров). Может какой-нибудь Фэйсбук обгонит гугл, сделав поисковую систему, браузер, ОС и мобильные девайсы, а также обеспечит интеграцию перечисленного в то, что нас окружает - в холодильники для доставки еды, в стиральные машины - для доставки порошка, в автомобили - для открывания авто и запуска двигателя. Смотрите шире! Холодильник опустеет, а поисковик Гугл или любой другой такой монстр (Фэйсбук, Амазон, Алибаба, Байду) привезёт вашу любимую еду и какие-то новинки, списав деньги с вашей кредитки. Также можно будет "покормить" стиралку или любой другой девайс, нуждающийся в расходных материалах. Мне кажется, Яндексу тут нет места, сорри ;) В то время, когда Гугл инвестирует во всякие Юберы, нанимает топ-менеджеров из Мерседеса, поглядывает в сторону Тесла, чтобы создавать автомобили будущего, наш Яндекс покупает непонятные неизвестные сервисы типа "РосТакси" за за 500 млн кэшэм + 500 млн акциями. В то время, когда автогиганты и монстры digital-индустрии интересуются каршерингами типа http://darenta.ru, Яндекс даже не смотрит в это направление. Вот также упустили пользователя с его каналами попадания в поисковики. Сначала не заметили, что люди начинают устанавливать себе браузер Хром, где по умолчанию установлен поиск Гугла) 3атем проморгали момент, когда начался большой рост пользователей мобильных устройств. А как известно, во всех iOS и Android по умолчанию стоит поиск Гугла. В Яндекс.Книге указаны какие-то сомнительные достижения в виде турецких прибауток: многие студенты, когда не знают ответ на какой-то вопрос, отвечают "А я что, Яндекс чтоли?!" Ну типа Яндекс - всезнающий) Ну да, данный поисковик знает многое, но только монетизация растёт от конкретных вещей. Можно быть сколько угодно добрым или известным, но если рассматривать компанию с точки зрения бизнеса, то важно, какая у неё бизнес-модель и прибыль. Вообще, многое из того, что я прочитал в "Яндекс.Книге", уже знал и до этого. Но всё же надеялся получить какие-то советы по росту стартапа. Лучше бы начал читать книгу Тинькова про его бизнес)

Не подумайте, что я не люблю Яндекс) Я к нему отношусь хорошо, хотя бы потому что этот продукт сделан в нашей стране :) А ещё я люблю их за то, что со времён моей юности вдохновлялся их успехами, не особо рассматривая конкурентов данной компании. Мы все молились на них. Некоторые думали, что Тёма Лебедев работает там директором и заведует дизайном ;) Понятное дело, что такие мифы быстро развенчивают. Чтобы показать непредвзятое отношение к данной компании, отмечу, что книгу я не покупал, а мне её подарили после обучения в Школе контекстной рекламы Яндекса. Я всегда хорошо отношусь к тем местам, где учился :) Вообще, у Яндекса всегда было много плюсов, например, туда брали лучших, там работали очень крутые спецы. Многие из тех, кто оттуда уходил, делали свои стартапы. Но так или иначе, нужно признать, время Яндекса уходит. Чем больше будет расти доля мобильного трафика, тем меньше будет зарабатывать Яндекс на контексте и т.п.
В конце книги говорится о том, что Яндекс уйдёт в сферу обработки Big Data. Уже сейчас у них есть заказ от тех, кто занимается андронным коллайдером. У них есть масса других интересных проектов. Надеюсь, там они преуспеют, как в своё время выиграли на рынке поисковых систем!

Вердикт по "Яндекс.Книге": написана она очень интересно, но если будете покупать и читать её, то постарайтесь сделать это в ближайший год, так как через какое-то время вещи, описанные в книге, станут не актуальными. Один разок сейчас можно прочитать данное произведение.
Tags: отзыв, про книги, про книгу, рецензия, рецензия на книгу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments