Олег (neoguru) wrote,
Олег
neoguru

#ВстречаЛиванов

Недавно мы встречались с министром образования и науки Дмитрием Виторовичем Ливановым. Темы обсуждения и фотографии встречи в онлайн-режиме постились в твиттере и инстаграм под тегом #ВстречаЛиванов. Кому интересно, велкам) особенно в инстаграме неплохие коменты были :) Во время встречи я также записал несколько видеороликов, которые объединил в одном длинном ролике и выложил это на ютюб:


Для тех, кому не охота посмотреть, но хочется почитать, какие вопросы обсуждались, для тех делаю распечатку интервью ниже.
- Давайте поговорим об обсуждаемом законе, да и вообще о нашей встрече.
- Для нас и меня эта тема важна. Понятно, что есть разные целевые аудитории. Мне кажется, что аудитория Интернета сейчас наиболее продвинута с точки зрения такого четкого и конкретного интереса, потому что это люди, находящиеся в том возрастном диапазоне, который ещё предполагает возможность ещё чему-то научиться, а следовательно, это наши главные интересанты. И мы будем использовать разные каналы взаимодействия, сотрудничества с этой аудиторией, в том числе и через тех людей, которые являются выразителями интересов и представляют собой точки притяжения для аудитории Интернета. Всё, я вот на этом закончу. Давайте перейдём к вопросам и ответам.

- В Москве и, по крайней мере, в Воронеже, где сейчас у меня живёт сын, существует практика, я не знаю, федеральная это или региональная, прикрепление школ к конкретным домам. Это создаёт много проблем для родителей детей, но при этом, например, у меня ребенок нигде не прописан, и, в моём случае, он пошёл в ту школу, в которую мы захотели. Потому что отказать не имели права, а прикрепить нас некуда. Причём в Москве тоже самое. У меня в Москве в моем районе, где я живу, две школы с испанским языком. В каждой прикреплено по полтора дома. Ну, это условно: к одной один дом, к другой - три. При этом мой ребёнок, живя между этими школами, ни в одну из них попасть не сможет.
- В отношении вопроса о платности, бесплатности у нас граница, отделяющая одно от другого, очень часто не определена. И в этом, собственно, основные проблемы. Родители не знают, что государство им гарантирует. Объём вот этих бесплатных благ, которые получает ребенок, не чётко зафиксированы. И в этом, мне кажется, одна из проблем. И в целом, такая основа закона "Об образовании" её будет решать, потому что там чётко определены требования через федеральные государственные образовательные стандарты, которые определяют необходимый набор тех благ. Это не только, действительно, часы, не только уроки, но и все, что связано в целом, всё то, что сопутствует обучению ребенка в школе. Вот это всё, что определяется федеральным стандартом и в полном объеме государством должно быть обеспечено. В частности, учебники должны быть абсолютно бесплатными для всех. Это в законе зафиксировано. Я сейчас, значит, не говорю о том, что везде так - это должно быть так. Там, где, в сельской местности, например, требуется возить детей на автобусе до школы - это должно быть сделано бесплатно и каждый ребенок, если он живёт там, на определённом расстоянии от школы, должен быть обеспечен этим автобусом. Автобус должен приезжать ежедневно в определённое время забирать и везти в школу, а вечером привозить обратно. И так далее. Питание. Детей в школе должны кормить, причём, питание должно быть горячим и должно быть бесплатным для всех. Ну и так далее. Вот, а когда это все действительно станет бесплатным, зависит, в том числе, и от нас с вами, от того насколько, действительно, вот мы, как родители - у меня тоже дети в школе, двое, они тоже ходят, а третьему ещё предстоит - будем ответственно относиться к своей функции, участвовать в управлении школы. Потому что, в общем, конечно, функция управляющего совета школы, который состоит не из учителей, не из директора, не из завуча, а из родителей либо выпускников может быть, если у них есть интерес к этой работе. И должна состоять в том, чтобы требовать с одной стороны от администрации школы, если нужно от муниципалитета, выполнение всех тех обязательств, которые государство на себя взяло по обучению, а с другой стороны нарушение тех вопросов, которые выходят за рамки этих обязательств. Поэтому с одной стороны, безусловно, по мере того, как будет увеличиваться уровень доходов муниципалитетов, у них будет всё больше и больше возможностей содержать школы в порядке, проводить там ремонты, обеспечивать свои функции, связанные с учебниками, с питанием, с доставкой детей в сельской местности и так далее. Так сказать, ситуация будет улучшаться, а с другой стороны, как я уже сказал, зависит очень часто от активной позиции тех людей, для которых эта школа не безразлична.
Первоклассники должны иметь возможность пойти в первый класс в ту школу, которая находится ближе всего к их дому. Это не прикрепление, но это просто право, которое должно быть, как мне кажется и моим коллегам, у каждой семьи, которая отдаёт в первый класс своего ребенка. Этим правом можно не пользоваться. Он может пойти в другую школу, но если он пришел в школу, которая ближе всего, там его обязаны взять. Это первое. Второе, по поводу специальных школ, школ где есть углублённое изучение каких-то предметов или, например, углублённое занятие искусством или спортом, там ситуация другая - если такая школа работает на весь город, например, если этот город небольшой или на какой-то район, если это, скажем, Москва, то есть она работает не только на близлежащие дома, но работает на более широкий круг людей и семей, тогда действительно не относится к первому классу. Тогда она может устроить конкурс. Она работает на весь город. В городе желающих обучаться углублённо английскому языку, математике или музыке больше, чем в этой школе мест, тогда школа имеет право провести конкурс, отобрать наиболее способных, наиболее подготовленных, но это не означает, что какие-то дети окажутся вообще вне школы. У каждого ребенка должно быть место в школе. И, значит, государство гарантирует каждому ребенку бесплатность и доступность этого места.

- Давайте поговорим о том, что наши программеры слабее западных и о системе образования вообще.
- Система образования должна быть открытой, то есть она должна быть дружелюбной по отношению к людям. Она им должна давать необходимую информацию и должна быть устроена так, чтобы люди могли влиять на те решения, которые в системе образования принимаются.
А вопрос первый, который был... Кстати, я бы здесь с вами не согласился. Подготовка специалистов именно в области информационных технологий у нас находится на высоком уровне. Могу вам для справки сказать, что ежегодно в мире проводится ВУЗовская олимпиада, олимпиада среди студентов. Там, значит, команды всех стран мира. Студенческая команда - три человека. Они решают различные задачи, в основном связанные с программированием, и российские команды из разных ВУЗов традиционно занимают там самые лучшие места. Иногда первые, иногда в первой тройке, но традиционно в десятке лучших команд лучшей командой всегда есть несколько российских. У этих ребят другая проблема, что они часто не могут найти себе работу в России хорошую и куда-то уезжают потом. Но, мне кажется, что чем дальше развивается наша IT-индустрия и, в том числе индустрия Интернета, тем больше появляется хороших возможностей у молодых талантливых людей реализовать себя полностью в России. Ну, думаю, компания Rambler является хорошим подтверждением.

- Давайте поговорим о том, что Вы аннулировали приказ об объединении Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) с Тамбовским государственным университетом (ТГУ).
- Я рассмотрел обращение Тамбовского государственного университета и Тамбовского государственного технического университета, о том, что они хотят объединиться и создать новый, современный, большой и, как там было написано, проблемно-ориентированный университет. Как выяснилось, проблему они действительно создали в результате этого обращения. Одновременно, кстати, было обращение губернатора Тамбовской области, что он этот процесс поддерживает. Обещал там всякие инвестиции в этот университет и так далее. Мы, естественно, поскольку это было абсолютно добровольно, а позиция наша в том, что, если университеты работают, если к ним нет претензий с точки зрения качества подготовки и уровня работы в целом, то мы никаких насильственных действий в отношении них не предпринимаем. Здесь было выражено желание абсолютно добровольное, без всякого давления, объединиться, и мы на это пошли, издав соответствующий приказ. Потом выяснилось следующее, что в Тамбовском государственном техническом университете это решение на ученом совете не обсуждалось. Студентов, преподавателей никто не спросил, хотят они или нет работать и учиться в объединенном университете, но даже их не проинформировал.
- Из СМИ узнали.
- Ну, видимо, да. Видимо, да. После чего там были известные события. Была демонстрация, в которой приняли участие несколько сотен студентов. Я их к себе пригласил, выяснил всю эту предысторию. Поговорил с ректором. Ну, действительно, выяснилось, что он не счёл нужным в своё время эти обсуждения проводить, которые действительно были необходимы, поскольку вопрос решался очень важный, затрагивающий интерес каждого преподавателя и каждого студента. Тогда я этому ректору дал поручение: проводите конференцию тех, кто в университете работает и тех, кто там учится. Обязательно с участием студентов. Ну, ещё раз осмотрите этот вопрос и примите решение, которое будет уже полностью легитимным. Они эту конференцию провели, не помню, когда это было, в какой день. В субботу или в понедельник. И решение приняли о том, что они не хотят объединяться. То есть, понимаете, учёный совет принял одно решение, а конференция приняла решение противоположное. Что из этого следует?! Из этого следует очень простая вещь, что раз возникла такая ситуация, то есть, добровольность у нас уже отсутствует, то никакого основания для объединения нет. Поэтому я этот приказ аннулировал, который был принят, а ректора уволил. Точнее сказать, он сам написал заявление об уходе, то есть, добровольно. В общем, с сегодняшнего дня он больше ректором не работает, а университеты будут жить так, как они хотят. Если они хотят жить отдельно, они будут жить отдельно. Сейчас мы всё это, так сказать, вернули юридически в то состояние, которое было на начало сентября. Если они захотят в будущем ещё раз вернуться к этому вопросу, у них всегда будет такая возможность.

- Давайте поговорим о частных и государственных ВУЗах.
- Там студенты наши, люди, граждане нашей страны получают хорошее образование. Мы хотим, чтобы таких людей было больше, поэтому будем бороться с халтурой в образовании, опять-таки, вне зависимости, где она происходит – в частных ВУЗах или государственных. И будем поддерживать те университеты, которые дают хорошее образование.

- Мы проводим фотоконкурс, который называется "Мы создаем Россию". Конкурс, естественно, его основная цель - это поднять привлекательность подготовки специалистов среднего профессионального образования и поднять престиж высшего технического образования. И конкурс, прежде всего, нацелен: мы ждём работ от ребят не только профессионалов, которые или учатся быть фотографами, или уже сегодня состоялись в этой профессии и иные достижения, но также это для ребят, которые являются студентами и школьниками. Будет три номинации: «я студент», «я молодой специалист», «я молодой ученый». Работы мы ждём. Соответственно, конкурс объявляется с 26 октября, и работы мы ждём до 11 ноября. Я буду вам признательна, если вы через свои коммуникации и инструменты, которыми вы пользуетесь, в том числе Интернета, сможете максимально охватить Россию и привлечь внимание к нашему конкурсу. Ещё раз повторяю - это совместный конкурс, который объявляет Министерство образования и науки Российской федерации и компания Rambler: http://prof.rambler.ru/
- А премии какие?
- Хорошие. Мы обещаем. Это точно не деньги. Это то, что нужно молодым ребятам - это современные гаджеты. Спасибо.

- Давайте поговорим о тендерах и о тех, кто устраивает тендеры. Бывает так, что тендеры устраивают не очень молодые люди, которые не в курсе современных технологий.
- Некоторым, скорее всего, уже не придется стать активным пользователем Интернета или использовать iPad. Хотя, конечно, исключения бывают. Поэтому это вопрос ментальности, это не вопрос возраста, это просто вопрос ментальности человека, его привычек и его интересов к новому. Поэтому, пока в наши школы не придут в большем количестве, чем сегодня, молодые учителя, в том числе и в моё министерство не придут молодые современные люди, я считаю, что радикально мы эту проблему не решим. Но всё равно мы условно будем двигаться вперёд, потому что пока это не произошло в том масштабе, в котором нам хочется. В частности мы, безусловно, консультируемся с ведущими IT-компаниями, с разработчиками современного электронного контента, с провайдерами электронных услуг, чтобы действительно сделать так, чтобы наша система закупок за счет бюджета закупала действительно современный продукт, который будет работать слоганом "Сегодня", но и еще какое-то время в будущем.

- Давайте поговорим о том, что России не хватает IT-специалистов.
- Количество IT-специалистов каждый год увеличивается, и будем увеличивать дальше. Пока есть спрос на эти направления со стороны абитуриентов, пока действительно есть спрос со стороны наших компаний, мы, естественно, будем делать все, чтобы этот спрос не остался неотвеченным. Конечно, будем это делать, и будем вместе с Минкомсвязи этим заниматься, и делать то, что мы делаем для своих ВУЗов, потому что у Минкомсвязи есть ВУЗы подведомственные и так далее. Обязательно будем. И я прекрасно знаю эту проблему. Я общаюсь очень много и с руководителями IT-компаний, и телекомов, и действительно проблема квалифицированных программистов сегодня одна из наиболее острых, я с этим согласен.
- Спасибо. Ещё тогда вопрос. Дмитрий Медведев, ещё будучи вице-премьером, инициировал два очень важных для системы образования в сфере информационных технологий. Первый - подключение всех школ к Интернету. Они все были подключены. И второй проект - по внедрению свободного программного обеспечения. Дело в том, что, как Вы знаете наверняка, финансирование и оплата Интернета была передана субъектам федерации. Можете ли Вы сейчас сказать, что до сих пор все школы России подключенные к Интернету и регионы оплачивают расходы школ на Интернет? Ведётся ли мониторинг подключенности школ к Интернету?
- Все школы России, без исключения, сегодня подключены к Интернету. Мы сейчас ведём мониторинг уже не с точки зрения факта подключения, он очевиден для нас, а с точки зрения скорости подключения. Потому что ясно, что те же самые электронные образовательные современные, мультимедийные ресурсы требуют определенного уровня подключения. Поэтому сейчас мы обсуждаем, в том числе и с Минкомсвязи, как сделать так, например, чтобы та инфраструктура, которая была создана для прямой трансляции выборов, которые были, и там очень много школ были оснащены быстрыми каналами связи, чтобы она использовалась именно для образовательных целей, чтобы по этим каналам в школы поступал современный тяжелый образовательный контент.

- Давайте поговорим о низких зарплатах преподавателей.
- По вопросу в отношении преподавателей могу сказать следующее: действительно сейчас сложилась за последние десятилетия такая ситуация, что государство, почему то, в долгу перед преподавателем. То есть труд преподавателей в высших учебных заведениях недооценен. И сейчас прикладываются очень серьезные усилия к тому, чтобы эту ситуацию изменить.
- Когда?
- Сейчас я скажу. В течение нескольких лет будет обеспечено, что в каждом субъекте федерации, средняя заработная плата преподавателя ВУЗов не может быть ниже, чем удвоенный размер средней заработной платы по экономике данного региона.
- А для Москвы?
- Скажем, в Москве примерно 45000 рублей на сегодняшний день - средняя по экономике Москвы. Поэтому средняя заработная плата преподавателя ВУЗа не может быть меньше, чем 90000.
- То есть мне теоретически зарплату повысят в пять раз?
- Теоретически...
- В шесть.
- Средняя - это средняя. У кого-то она будет больше, у кого она будет меньше. Это произойдёт до 2018 года. То есть, поэтапно каждый год будет повышение на 15-20%. Это одна сторона. Вторая сторона - что, конечно, и требования к работе преподавателей будут повышаться. Преподавателя в высших учебных заведениях, это моё глубокое убеждение, должны быть профессионалами в своем деле, а если он преподаёт физику, он должен быть хорошим физиком. Если он преподаёт информационные технологии, он должен быть экспертом в этой области, иметь какие-то реальные практические достижения, а не просто пересказывать чужой учебник. Потому что таким образом никого не научишь. И только такие люди, они, естественно, обладают высокой квалификацией, а за высокую квалификацию надо и много платить и должны учить студентов, потому что иначе обучение будет бессмысленным. КПД будет очень низким. Поэтому одновременно с повышением зарплаты будет происходить повышение требований. Естественно, это будет происходить поэтапно. Это повышение будет включать в себя и переаттестацию преподавателя, и установление определенных требований на уровень их научной работы. Там, где речь, например, идёт о естественных науках и технических науках. И так далее. Это первое. Второе, то, что касается аспирантов. Аспиранты должны заниматься научной или какой-то проектной работой. Аспирант - это член научного коллектива, научной команды, возглавляемой профессором или доцентом. И вот работа этой команды должна быть оплачена, если они занимаются какими-то разработками, если они ведут научные исследования, если они занимаются, например, инжиниринговыми проектами - у этой работы должен быть заказчик. И заказчик должен оплачивать результаты. Вот из этой оплаты и должна формироваться реальная оплата труда аспирантов. Не из государственной стипендии, которая очень мала, и даже если увеличить в два раза, и даже если увеличить в три раза, и даже в пять раз, наверно, не будет покрывать реальные потребности молодого человека или девушки в Москве, к примеру. Поэтому единственный способ здесь сделать так, чтобы аспиранты реально участвовали в тех работах, которые ведут профессора ВУЗов. И это мы обязательно сделаем. И, безусловно, самое здесь самое важное, вы правильно об этом сказали, чтобы не халтуры, чтобы не было профанаций, чтоб не было переписанных из Интернета дипломных работ и диссертаций. Этого быть точно не должно, и мы в течение достаточно короткого времени наведём здесь порядок.

- Давайте поговорим о религии. Это теоретически очень хорошо все выглядит. Шесть модулей выбираем. Всё нормально. В реальности, вот, пожалуйста, блоггеры подтвердят, что ходили скрины документов, когда, например, требуют в дошкольных учреждениях организовать уголок православия. Когда на выбор людям дается из шести модулей один. Ну, как бы, это очень здорово, что в теории всё так хорошо. Как будет с практикой именно в религиозном направлении? Ну и, в общем-то, это же связано, тесно связано с кафедрой теологии и МИФИ. Что Вы думаете и по этому поводу тоже?
- Спасибо за три вопроса. Что касается фундаментальной науки, действительно, наука она очень многообразна. Есть математика, есть астрономия, есть информационные технологии - там тоже есть наука очень большая. Но вот именно фундаментальная наука, то есть прирощение знаний человечества - это как раз первоочередная забота государства. Потому что за прикладные исследования может бизнес заплатит, за инжиниринг бизнес должен заплатить, но за поиск нового заплатить может только государство. За сам факт удовлетворения своего любопытства, а без этого человечество не может двигаться вперёд. Поэтому, я считаю, и во всех наших программных документах установлен приоритет фундаментальной науки, как зоны первоочередной ответственности государства. И мы все время увеличиваем объем расходов поддержку фундаментальных исследований. Люди, которые работают в фундаментальной науке, будь то математика или физика, или химия, или биология, или ещё что-то, должны иметь возможность получать финансирование на свои исследования. Потому что любое исследование требует средств. Даже если вы математик, вам может быть нужно время на суперкомпьютере, который нужно купить, вам может быть нужно, действительно, время на оплату командировок, поездок на научные конференции. На привлечение сотрудников, если вы работаете в коллективе, а не одиночка. И так далее. Поэтому наша задача - создать в России такую систему поддержки научной деятельности, то есть, выплаты людям, занимающимся наукой на высоком уровне грантов, которое обеспечивало их развитие и профессиональный рост.
Tags: про министра, про политику
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments